Кавминводы сегодня
Поиск
«КМВ сегодня» узнал у учёного Дениса Петренко, как символы дневного светила уживаются в архитектурном ансамбле городов курортного региона
Места под солнцем
14 августа 2014 17:58

Не только местные жители, но и многочисленные туристы прекрасно знают: атмосфера курортного региона КМВ уникальна. Чем так отличаются знакомые всем архитектурные ансамбли исторического центра городов-курортов? Доктор филологических наук и профессор кафедры русского языка СКФУ рассказал «КМВ сегодня» о характерных особенностях строений Пятигорска, Кисловодска и Ессентуков. 

Денис Петренко является одним из авторов монографии «Небо. Солнце. Земля», которая исследует специфику размещения на зданиях Ставрополья архаических символов трёх стихий: солнца, воды и земли. Учёный стал одним из первых, кто отметил наличие в архитектурных деталях домов края древних солярных знаков. В 2011 году в соавторстве с ним (другой автор – доктор филологических наук, профессор Клара Штайн)  в СКФУ вышла обобщающая работа – антология в трёх томах «Кавказские Минеральные Воды в описаниях, очерках и исследованиях за 200 лет». 

На начальных этапах строительства городов КМВ архитектура там развивалась в направлении классицизма, но он не оформился как целостный стиль. Классические элементы и формы, тем не менее, присутствуют в архитектуре региона повсеместно: их распространение охватывает период с 20-х годов по 90-е годы XIX века. Второй важный этап в развитии внешнего облика городов КМВ связан с формированием стиля модерн в конце XIX и начале XX века. Именно это время принято считать периодом расцвета КМВ. Третий период, оставивший отпечаток в архитектуре региона, – сталинский ампир, или неоклассицизм, складывавшийся в конце 30-х – 50-е годы XX века.

Солярный знак – это знак солнца, элемент языческого орнамента, который человек помещает на жилище, одежду или предмет быта (полотенце, прялку). Знак всегда замещает вещь или понятие, которое он обозначает. Изначально солярный знак должен был защищать человека от тёмных сил: несмотря на то, что солнце, рассеивающее тьму, заходит за горизонт, на жилище всегда остаётся значок, символизирующий светило, которое озаряет всё тёмное и страшное. Здания, на которых изображены знаки солнца, строились с самых древних времён: славяне высекали их на входах в свои дома ещё до прихода христианства на Русь. После IX-X веков с фактическим уходом из народной жизни язычества постройки, тем не менее, продолжали снабжать этими значками.


Главный корпус Центрального военного санатория в Кисловодске, фрагмент его фасада  на обложке материала

Человек всегда воспринимал себя неотделимой частью мира и бежал от одиночества, то есть он хотел быть причастным к окружающим его понятиям – небу, земле, солнцу. В итоге свой дом он формирует как некий микрокосм, маленькую модель большой системы окружающего мира, изображая на фасаде жилища солнце, а также знаки воды и земли. Знаки солнца наиболее универсальны: ещё в древнем Египте бог Ра символически изображался при помощи концентрических окружностей. Спустя тысячелетия практически в неизменном виде этот архетипический символ можно встретить на улицах городов Ставрополья (в частности, Кавказских Минеральных Вод).

Символы солнца особенно заметны в Кисловодске, Пятигорске, Ессентуках, встречаются они и в Железноводске. Эти знаки, вероятно, уже не воспринимаются как обереги ни теми, кто проектировал и строил дома с использованием архаических символов в XIX и XX веке, ни современными жителями городов. Во время исследования учёные опрашивали местных жителей и людей, которые строили дома, украшенные солярными символами. В основном, на вопрос почему они изображали на фасадах зданий окружности, они объясняли свой выбор чисто эстетически – потому что это красиво.

Подворье Карпова в Железноводске

В прямом смысле современный человек может и не осознавать эти символы. В выборе людей в таких случаях проявляется не сознательное стремление поставить оберег, а некий культурный архетип, который существует и функционирует на уровне коллективного бессознательного. Люди, так или иначе, неосознанно пытаются сохранить внутреннюю связь с солнцем и космическими силами. Всё же существует какая-то общечеловеческая культурная память, а стремление человека вписать себя в большую вселенную остаётся в подсознании. 

Во всех архитектурных эпохах, начиная от классической, модерна и заканчивая сталинским ампиром, солярный знак занимает то же место, что и при язычестве: он всегда располагался между оконными проёмами или над дверью, чтобы не допустить проникновения тёмных сил. Знак земли (квадрат или ромб) привычно помещается под окнами – он как бы укореняет дом в почве, показывает, что он крепко стоит на земле. Водяные знаки (ромбовидный орнамент) изображены под кровлей и по-над окнами: капли с неба как бы орошают землю и приносят плодородие и богатство. Знак солнца – медиальный, он должен располагаться посередине. Во всех стилях солнечный знак представлен по-разному: в классическом стиле и в сталинском ампире это обычный круг. В первом случае окружность небольшая, а во втором она становится более крупной (примером может служить военный санаторий в Кисловодске) – огромные солярные знаки вдавлены там в фасад.

Северо-Кавказская государственная филармония имени Сафонова в Кисловодске

В архитектуре Кисловодска сочетается сдержанность орнамента и очень частотное использование древнейшего солярного знака. Для города характерно яркое и многоплановое воплощение идеи света как главного условия жизни. Тут можно обнаружить огромное количество арок, веранд, окон разных форм, широко освещающих помещения. Цветочные и другие орнаменты не очень частотны и практически никогда не являются основой декора зданий, чаще всего они используются как элементы фона. Изображения солнца присутствуют на фасадах в сочетании с другими формами и символами в форме крестов и звёзд.

В эпоху модерна солнце включается в архитектурный ансамбль уже как фигуративный знак: оно меняет форму и вид, у него появляются лучи, которые могут идти вниз или вбок, солнце приобретает неправильную форму, становится цветком (который также, несомненно, является одним из многочисленных солярных знаков) или выпуклым шаром, как, например, на фасаде здания гарнизонного суда на Соборной 14 в Пятигорске. Архитектурной особенностью Пятигорска является то, что классические формы там органично уживаются с произведениями в стиле модерн. В архитектуре города соотношение знака солнца и цветов существует в различных сочетаниях, но чаще прочего наблюдается синтез всех элементов декора: флоральных, антропоморфных, зооморфных. В результате дома максимально соответствуют древнему пониманию жилища как микрокосма.


Пятигорский гарнизонный военный суд

Модерн предполагает, что здание должно быть вписано в природную среду и может походить на гроты, деревья, кустарники. Дом должен стать гармоничным продолжением и частью природы. Цветок же в качестве солярного знака переходит в сталинский ампир в виде подсолнуха. Для стиля сталинский ампир весьма характерно декорирование солярными знаками: в рамках культа личности сам Сталин трактовался как главное светило – есть даже сборник «Советские песни о Сталине», где он неоднократно воспевался как «солнечный богатырь» и воплощение солнца на земле.

Для архитектурного облика Ессентуков характерно тонкое и изысканное использование разнообразных цветочных орнаментов, а также различных зооморфных и антропоморфных элементов. Всё это сочетается с богатством, разнообразием и обилием солярной символики. Несмотря на то, что в городе нет такого изобилия символов, как в Кисловодске и Пятигорске, идея солнечного света, открытости и тепла находит отображение и в его архитектурном облике. 

Бывший Жандармский санаторий (санаторий «Надежда») и бывшая собственная электролечебница Зернова в Ессентуках

Учёные СКФУ считают, что частотность и насыщенность архитектурных объектов солярными знаками – это специфика нашего солнечного региона. В городах Кавказских Минеральных Вод эта символика, как правило, запечатлена в травертине – известковой пористой горной породе. Именно травертин являлся на протяжении нескольких веков самым популярным материалом для постройки крупных публичных зданий. Знаки солнца, земли и воды высекались также на домах из других материалов, например, дерева, или же выкладывались кирпичом.

Среди примеров домов КМВ с солярными знаками – не только всем известные публичные строения курортных центров. Архаическую символику можно также наблюдать и на обычных домах в частом секторе городов, именно там можно найти богатейший материал для исследований. К сожалению, сейчас такие здания часто подвергаются сносу: вроде бы, историческими памятниками они не признаны, хотя ценность представляют огромную. Сами жители старых домов прошлого и позапрошлого веков часто просят их переселить и снести буквально рассыпающиеся здания. Тем не менее, эти старые дома – это уникальная городская специфика и собственно кавминводский колорит. Сохранить их – задача непростая, но вполне осуществимая, ведь от этого зависит, каким будет лицо и облик городов региона Кавказских Минеральных Вод.

Автор: Дарья Титова
Подписывайтесь и присоединяйтесь к обсуждениям:
9140
Самую большую на КМВ воркаут-площадку открыли в Кисловодске
23 ноября 2017 18:01
Заниматься на ней могут как взрослые, так и дети

Дороги в Северную Осетию и Грузию «стоят» из-за снега
23 ноября 2017 14:34
Госавтоинспекторы рекомендуют водителям на время отказаться от поездок в данном направлении

Медиацентр ПГУ вошёл в десятку лучших в России
22 ноября 2017 19:16
Результаты конкурса на лучший медиацентр среди вузов страны подвели в Москве

В КЧР ввели в эксплуатацию мост на трассе к Архызу и Домбаю
22 ноября 2017 16:59
Длина реконструированного моста составляет 146 метров

Следуйте за нами
 
© 2014-2017 «Городские Журналы».  Все права защищены.
Согласно ФЗ № 436 от 29.12.2010 "О защите детей от вредоносной информации" сайт KMVTODAY.RU относится к категории информационной продукции, которую могут использовать дети, достигшие возраста 18 лет.
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, пользовательских данных (сведения о местоположении; тип и версия ОС; тип и версия Браузера; тип устройства и разрешение его экрана; источник откуда пришел на сайт пользователь; с какого сайта или по какой рекламе; язык ОС и Браузера; какие страницы открывает и на какие кнопки нажимает пользователь; ip-адрес) в целях функционирования сайта, проведения ретаргетинга и проведения статистических исследований и обзоров. Если вы не хотите, чтобы ваши данные обрабатывались, покиньте сайт.
netbyte