Кавминводы сегодня
Поиск
Изучили историю и перспективы развития электротранспорта в Пятигорске
Пятигорский трамвай: прошлое, настоящее и будущее
2 декабря 2014 22:33

Пятигорский трамвай является одним из старейших в России и самым старым на Северном Кавказе. «КМВ сегодня» изучил историю крупнейшей трамвайной сети в СКФО, посетил городское трамвайное депо и узнал, что ожидает пятигорский трамвай в будущем.

1903-1940 гг.

Пуск трамвая в Пятигорске состоялся 1 сентября 1903 года, и с тех пор эту дату принято считать рождением электрического транспорта в регионе, несмотря на то, что пассажирские перевозки начались только в мае 1905 года. Изначально в городе существовало всего два трамвайных маршрута, соединяющие железнодорожный вокзал с Сабанеевскими ваннами и парк «Цветник» с озером Провал. После Гражданской войны, в годы которой трамвай в Пятигорске не функционировал, протяжённость путей была существенно увеличена, и уже в 1940 году пассажиропоток составил более 26 миллионов человек при населении города в 60 тысяч человек. 

1940-1970 гг.

DSCF1540.jpg

Великая Отечественная война и фашистская оккупация в очередной раз замедлили темпы развития трамвая в городе. В годы оккупации трамвай на работал, а после освобождения города выяснилось, что пути сильно повреждены, а в некоторых районах их попросту нет (отступая, фашистские войска прихватили их с собой). Повреждения, нанесённые городской трамвайной сети были настолько сильными, что даже поднимался вопрос о полной ликвидации трамвая в Пятигорске. Несмотря на это, всё же было решено заново отстроить всю необходимую инфраструктуру, и уже к концу 1950-х годов восстановление было завершено. Тогда же были закуплены произведённые в ГДР вагоны Lowa T54 и B54. В 1963 году трамвайные пути были продлены до нового микрорайона «Белая ромашка» и были запущены два новых маршрута, соединяющих район со станцией Скачки и Горячеводском.

DSCF1510.jpg

Очередное обновление трамвайного парка произошло в 1967 году, когда на замену устаревшим вагонам Gotha пришли чехословацкие Tatra T3, которые можно увидеть на улицах города и по сей день. К 1977 году пассажиропоток составил 42 миллиона человек при населении города в 105 тысяч человек. Увеличивалась и протяжённость путей, в 1981 году она составила 41,5 километра.

 1970-2000 гг.

DSCF1544.jpg

Рост числа трамваев и увеличение площадей контактной сети привели к необходимости создания нового депо, которое было открыто в 1973 в районе «Скачки» на улице Пальмиро Тольятти. В настоящее время это депо является основным, на его территории трамваи оставляют на ночь, здесь проходит их ремонт и плановый осмотр. Здесь же находится «реанимационная», как называют её сами сотрудники, отдельный путь, где стоят уже отслужившие своё трамваи в разной степени сохранности. Как правило, такие выработавшие ресурс составы используются для ремонта более молодых собратьев, запчастей для которых уже не производят.  

 

В 1988 году трамвайное управление получило вагоны Tatra KT4, поставки которых продолжались на протяжении семи лет. Развал Советского Союза и последующий экономический кризис сделали покупку чешской техники невыгодной, и в дальнейшем для обновления парка пришлось обращаться к отечественному производителю. В 1995 году на улицах города впервые появились вагоны 71-615, специально разработанные для Пятигорска на Усть-Катавском заводе.

DSCF1578.jpg

Несмотря на сложности, которые испытывал электротранспорт по всей стране в 1990-е годы, пятигорскому трамваю даже удавалось развиваться. Даже при отмене двух маршрутов объёмы пассажиропотока продолжали расти и к 1999 году достигли 80 миллионов человек в год. Появились новые маршруты №6 и №7, которые позже были продлены.

Нынешнее состояние

2000 год ознаменовался для пятигорского трамвая отменой маршрута №6, практически полностью дублирующего маршрут №5. Ещё через год трамвайный парк пополнился подержанными вагонами Tatra T-4D, которые были закуплены в Германии. Ещё 8 таких же вагонов были закуплены в 2006 году. 

В настоящее время в городе функционируют восемь маршрутов общей протяжённостью в 153 километра. Протяжённость трамвайных путей в городе составляет 47,8 километров и в ближайшее время должна быть увеличена за счёт прокладки путей по улице Октябрьской. Трамвайный парк по состоянию на 2014 год насчитывает 76 единиц подвижного состава, однако ввиду их состояния на линию ежедневно выходят только 39.

DSCF1538.jpg

Объёмы перевозок в сравнении с советским периодом снизились: в 2013 году услугами трамвая воспользовались 17 миллионов человек, при этом ежедневно трамваи перевозили по 50 тысяч пассажиров. Последнее обновление парка проводилось в 2013 году, когда были куплены три трамвая фирмы Tatra, ранее эксплуатировавшиеся в немецком городе Гера и прошедшие капитальный ремонт. Приобретение новых составов обошлось трамвайному управлению в 120 тысяч евро. Эти деньги удалось найти после того, как администрация Пятигорска оплатила задолженность предприятия за электроэнергию.

DSCF1556.jpg

В минувшем году была принята программа «Поддержка и развитие городского электрического транспорта» на 2013-2016 годы, предусматривающая выделение 18,5 миллионов рублей, которые планируется потратить на реконструкцию вагонов, переделку депо, внедрение систему электронных проездных и полного погашения долга предприятия за электричество. Планируется и дальнейшее обновление парка составов зарубежными моделями, однако ввиду их высокой стоимости, достигающей 1,5 миллионов евро за единицу подвижного состава, приобретены будут подержанные трамваи. DSCF1572.jpg

Если программа будет продлена, то в будущем трамвайный парк может пополниться на 35 единиц, а новые ветки свяжут станицу Константиновскую с Пятигорском, а строящийся район «Западный» с микрорайоном «Бештау». Последний проект вошёл также в план развития Пятигорска до 2030 года. Вместе с новой веткой планируется также строительство нового трамвайного депо, однако когда будут реализованы эти проекты остаётся только гадать.

Подписывайтесь и присоединяйтесь к обсуждениям:
7182
Самую большую на КМВ воркаут-площадку открыли в Кисловодске
23 ноября 2017 18:01
Заниматься на ней могут как взрослые, так и дети

Дороги в Северную Осетию и Грузию «стоят» из-за снега
23 ноября 2017 14:34
Госавтоинспекторы рекомендуют водителям на время отказаться от поездок в данном направлении

Медиацентр ПГУ вошёл в десятку лучших в России
22 ноября 2017 19:16
Результаты конкурса на лучший медиацентр среди вузов страны подвели в Москве

В КЧР ввели в эксплуатацию мост на трассе к Архызу и Домбаю
22 ноября 2017 16:59
Длина реконструированного моста составляет 146 метров

Следуйте за нами
 
© 2014-2017 «Городские Журналы».  Все права защищены.
Согласно ФЗ № 436 от 29.12.2010 "О защите детей от вредоносной информации" сайт KMVTODAY.RU относится к категории информационной продукции, которую могут использовать дети, достигшие возраста 18 лет.
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, пользовательских данных (сведения о местоположении; тип и версия ОС; тип и версия Браузера; тип устройства и разрешение его экрана; источник откуда пришел на сайт пользователь; с какого сайта или по какой рекламе; язык ОС и Браузера; какие страницы открывает и на какие кнопки нажимает пользователь; ip-адрес) в целях функционирования сайта, проведения ретаргетинга и проведения статистических исследований и обзоров. Если вы не хотите, чтобы ваши данные обрабатывались, покиньте сайт.
netbyte